Фотография в интерьере: перемены к лучшему    

О фотографии, как одном из основных инструментов изменения пространства и настроения в доме, о трудностях поиска и сложностях выбора, о предпочтениях владельцев и пожеланиях авторов, в преддверии осеннего PhotoDecormarket поговорили его основательница, фотограф Ирина Клименко и архитектор Татьяна Челяпина, совладелица проектной группы Поле Дизайн.

 

Записала Ирина Говорушенко

 

ИК: Татьяна, я знаю, что ты используешь фотографии для декорирования интерьеров. Это личная инициатива или пожелания заказчика?

 

ТЧ:  Ну можно сказать что личная. Первый раз мы внедрили фотографию в интерьер почти случайно. Образовалось свободное пространство, которое требовало акцентов. Живопись серьезная была неприемлема, несерьезная –неуместна. Тогда я предложила фотографию. Хозяйка объекта согласилась, но при условии что это будет серия галерейных работ. Полагаю, что именно тогда у нее и  возникла идея о коллекционировании. Но не было опыта, предпочтения по авторам, даже особо и по сюжету (подбор фотографий возложили на меня), основным условием была лимитированность тиража. Мы тогда сбились с ног в поисках подходящих работ, ведь фотографии должны были при всех вышеперечисленных условиях, прижиться в интерьере. В результате купили серию в Центре фотографии им. Братьев Люмьер. Не знаю как дальше сложилась судьба коллекции, но я тогда для себя отметила, что фотография более гибкий инструмент, чем живопись и может отлично работать в интерьерах.  

ИК: И ведь до сих пор работает!  В вашем последнем проекте, для передачи «Дачный ответ», вы с использовали фотографии для создания настроения в интерьере. Но, в данном случае, они сыграли  роль исключительно декоративного элемента.

 

ТЧ: В данном случае не фотографии, а лишь интересующие нас фрагменты. Один из фрагментов мы растянули на нужный формат, а другой преобразовали в мозаичное панно. Безликая стоковая работа идеальна подходит для таких решений. С авторской фотографией, качественной, идеально выстроенной, так обходиться нельзя. Невозможно передать или преобразовать кусочек настроения и эмоций. А фотосток это сырьевая база для экспериментов, как бы не было обидно это слышать.

 

ИК: Вот как ты правильно заметила про безликость. Любая фотография изначально авторская, но продавая ее на стоки фотограф сразу же подписывается на то, что она теряет свою индивидуальность, обезличивается, становится безымянной, превращается в сырье для издателя или дизайнера. Мне всегда очень обидно думать об этом. Я понимаю что фотобанки– это один из способов зарабатывания денег для фотографа, но это не мой путь. И не путь многих других замечательных авторов, для которых фотография не просто изображение, а язык и способ самовыражения. Именно поэтому я придумала PhotoDecorMarket. 

ТЧ: И это отлично! Периодически возникает желание использовать фотографии как декоративные элементы. Но мы, архитекторы и дизайнеры, вечно зажаты в тесные временные рамки. Глобальные задачи нельзя реализовать поверхностно, они требует глубоко продуманных решений. А комфортное пребывание человека в собственном пространстве – действительно глобальная задача, как бы пафосно это не звучало.

Для ее успешной реализации нам нужно найти и совместить массу всего разного в процессе работы над проектом.  А еще и фотографии! Мне нужно перелопатить сайты, галереи, найти то, что подходит в интерьер и еще заказчику понравится, потом это напечатать или просто оформить, или, о небо, напечатать и оформить….для этого нужна целая жизнь! А ты собрала в одном месте много авторов, покажете  классные работы, расскажете о вариантах печати и оформления. Это очень ценно и для конечного потребителя, и для дизайнеров. Есть куда обратиться, есть из чего выбирать, время экономится - гора с плеч.

 

ИК: Ну ваше время мы уже начали экономить. Работы, которые будут представлены на маркете, абсолютно галерейного уровня, но собраны в одном месте. Все они уже отпечатаны, оформлены и подтвержден тираж каждой из работ. Остается только выбирать! Мы сломали барьер, отделяющий фотографов от дизайнеров и обязательно объединим две профессиональные среды.  Еще один, несомненный плюс маркета заключается в том, что автор и покупатель могут встретиться лично, посмотреть в глаза другу другу, обменяться эмоциями и мыслями. Это, конечно, важнее для конечного потребителя, но хороший дизайнер ведь тоже знает настрой своего клиента, правда?

 

ТЧ: Ну а как иначе. Я ведь должна выслушать клиента, услышать его, понять и принять все его пожелания и визуализировать его мечту. Не ощущая настроения и эмоций другу друга это невозможно. Я отвечаю за результат. А главный результат любого проекта– комфортное пребывание людей в созданном нами пространстве. Если не услышать, не понять– комфорта не случится. Однозначно я не могу принять окончательное решение по выбору фотографии, это всегда процесс, совместный с заказчиком, но то что я смогу рекомендовать обратить внимание на определенные работы – это однозначное да!

 

ИК: На твой взгляд любую работу можно «поселить» в доме? На выставки галеристы часто берут что-то громкое, кричащее, протестное. На что можно посмотреть и о чем можно и модно поговорить. Но принести сенсацию и протест в дом ведь не совсем правильно?

 

ТЧ: Почему ты так решила? Смотря какой интерьер. Многие любят провокации. 

 

ИК: Надо же! А я всегда считала что в доме все хотят комфортной атмосферы. У меня есть серия «Внутренняя тишина». Я снимала ее долго, в поисках убежища от ментального шума. Я снимала свои личные ощущения и представления о тишине. И была очень тронута, когда на выставке во Франции мою работу купила женщина, которая сказала, что понимает каждую мою мысль, каждое непроизнесенное слово, и именно так представляет и свою тишину тоже. Она покупала эти работы для дома, для своей спальни. Я не раз продавала свои работы в интерьеры и у меня сложилось мнение,  что в доме люди хотят видеть фотографию эмоциональную, атмосферную, многослойную, но тем не менее нейтральную, оставляющую зрителю простор для собственных ощущений.

 

ТЧ: Чаще всего, если говорить об использовании фотографий в интерьере, человек хочет, чтобы тема совпадала с его  внутренними ощущениями. А уж что это будет, тишина или протест, это зависит от каждого персонально.

 

ИК: Ты архитектор, ты оперируешь большими объемами, мыслишь сразу всем пространством. Какие задачи можно решать при помощи фотографии?

ТЧ: Когда мы точно знаем что в интерьере будут фотографии, а это желательно узнавать на самом начальном этапе, многие решения возможны. У нас в одном из проектов точно было известно, что будет фотография на морскую тему. Это определило выбор цветов, скорректировало стилистику.  Кстати, самая большая проблема была с подбором фотографий. Ни о каком галерейном уровне речь не шла, поэтому я обратилась к фотографу, с которым я сотрудничаю на предмет покупки изображений в интерьеры. Он много и хорошо снимает море. Так вот заказчика ни одно из морей не устроило. Он посчитал фотографии бурными и агрессивными. Пришлось искать дальше. В результате у другого фотографа мы выбрали много разных работ, по стилистике они клиента устроили, хотя на мой взгляд они сочные, яркие, в моем понимании море все же поспокойнее, ну и потом уже методом отбора по цветам и оттенкам пришли к единственному подходящему результату.

 

ИК: А возможно ли менять пространство за счет использования фотографий?

 

ТЧ: Конечно возможно. Хотя, конечно, одними фотографиями сложно обойтись, но используя нехитрый набор декоративных приемов можно легко и быстро изменить любое пространство.

 

ИК: Вот мы и добрались до home styling, изменения пространства и создания настроения в отельных зонах дома и, возможно, под конкретные случаи и мероприятия. Тебе интересна эта тема? А может ли она быть интересна другим дизайнерам и архитекторам? У меня много идей на этот счет. У нас после маркета остается большее количество готовых работ, можно сделать примерки в интерьерах, потрогать, пожить с понравившейся фотографией некоторое время. Мы делаем интернет-магазин готовых работ очень высокого уровня. Не надо ждать, когда работа будет напечатана, думать, на какой бумаге и в каком формате она будет лучше смотреться. На маркете покажем все технологии печати и материалы, которые сейчас есть на рынке (винил, стекло, металл, дерево, бумаги). Есть еще тема сдачи фотографий в аренду для декорирования коммерческих объектов. Кстати, это очень популярно на Западе, в частности в Швейцарии. Далеко не все владельцы коммерческих объектов готовы создавать свои коллекции авторских фотографий. А тут прекрасная подборка, сериями или отдельными фотоработами, которую можно взять на время и потом вернуть на основе абонемента. Более того, мы готовы помогать в оформлении пространств фотографиями, даже услуга такая есть – индивидуальный фотодекор.  

 

ТЧ: Мне все интересно. Особенно то, что облегчает жизнь дизайнерам и декораторам. Будет предложение – появится спрос. Любые общественные здания, от фитнес-центров до входных групп многоквартирных домов имеют право на хорошую экспозицию фоторабот. А если дизайнер знает, что такая услугу есть– он начнет ей пользоваться. Еще раз повторюсь, времени мало, задач много, на поиски чего-то не очень важного времени просто нет. А у вас уже все готовое – бери и делай. Как это может быть не интересно?